История шведского снюса

История шведского снюса с начала 16 века. От нюхательного табака, предшественника снюса. От рассыпного снюса до порционного. От табачной монополии до свободного рынка.

От рассыпного снюса до порционного. От табачной монополии до свободного рынка. История шведского снюса с начала 18-го века

Впервые европейцы вступили в контакт с табаком в Карибском бассейне, на острове Эспаньола (ныне Гаити). Колумб и его корабли причалили на острове в октябре 1492. На пляже их встретили туземцы с подарками. Среди подарков были сухие листья, которые туземцы считали очень ценными.

Колумб курит табак
Колумб курит табак

Испанские моряки привезли табак в Европу. В Швеции нюхательный табак появился в 1637 году. В таможенном документе говорится, что снюс был доставлен в Швецию из финского города Порвоо. В XVI веке , а точнее в 1655 году, нюхательный табак, предшественник снюса, был представлен во Франции французским дипломатом Жаном Нико(никотин назвали его именем).

Жан Нико представляет табак королеве Медичи
Жан Нико представляет табак королеве Медичи 1655 год

Он рекомендовал понюхать его королеве Катрин Медичи, как средство от мигрени.

Catherine de Medici употребляет табак
Catherine de Medici употребляет табак

Когда ей понравилось табак вошел в моду среди людей высшего сословия Франции. Он стал особенно популярным среди женщин, поскольку считался более социально приемлемым, нежели другие формы табака.

Снюс(нюхательный табак) 18-го века был сухим, вдыхался через нос и в основном использовался знатью.

Поскольку Париж был образцом для всех европейских дворов, снюс вскоре появился при дворах остальной Европы. Использование снюса стало обязательным среди мужчин и женщин аристократии. Снюс стал атрибутом элегантного джентльмена. И удовольствие это было не из дешевых. Баночки были маленькими шедеврами из золота, серебра и других драгоценных материалов и являлись самым популярным подарком.

Баночки были маленькими шедеврами из золота, серебра и других драгоценных материалов и являлись самым популярным подарком.

1700 — 1800: шведские табачные фермеры

Шведские табачные фермеры

В 1724 году шведский король Фредрик I поручил шведскому народу выращивать табак.
Фредрик I

В 1724 году шведский король Фредрик I поручил шведскому народу выращивать табак. В то время табак считался незаменимым товаром для шведского общества. Амбиции Короны были весьма высоки — полная табачная самодостаточность через четыре года.

Не смотря на то, что табак в Швеции выращивался с начала 17 века, выполнить приказ в указанные сроки не удалось. Тем не менее к середине 1700-х годов табак выращивался уже в 72 шведских и 12 финских городах. К концу того же столетия половина всего табака, используемого в коммерческом производстве, поступала от местных поставщиков.

С самого начала выращивание табака было женским занятием. Знания передавались от матери к дочери. Сезонными рабочими на табачных плантациях тоже были в основном женщины.

Но по мере усиления конкуренции со стороны международного импорта табака коммерческие производители табака в конце концов прекратили свое существование в 1964 году. Одним из последних производителей был Mor Alida, а растения с ее табачного поля можно увидеть сегодня в Snus-och Tändsticksmuseum (Музее снюса) в Стокгольме.

1800 — 1900: становление производства снюса
1800 - 1900: становление производства снюса
Становление производства снюса

Снюс стал популярным в XIX веке. Снюс(тогда еще нюхательный табак) 18-го века был сухим, вдыхался через нос и в основном использовался знатью.

Примерно в это же время шведские фермеры начали измельчать собственные табачные листья в кофемолках и добавлять к ним соль и воду. Вот когда нюхательный табак стал снюсом, который затем формировали в комочки и помещали в рот под верхнюю губу. Это нововведение привело к тому, что снюс стали использовать простые люди.

Примерно в это же время шведские фермеры начали измельчать собственные табачные листья в кофемолках и добавлять к ним соль и воду. 19-й век был также временем, когда производство снюса стало прибыльной бизнес-идеей для многих производителей табака. Снюс был дешев, и спрос неуклонно возрастал. Постоянно появлялись новые бренды, некоторые из которых сохранились до сегодняшнего дня.

Табачный завод Jacob Fredrik Ljunglöf запустил снюс Ljunglöfs ETTAN(что значит «первый») в 1822 году. Этот бренд станет синонимом снюса в течение целого столетия. Своим рецептом, сокрытым в тайне, Ettan Ljunglöf получил особое место в сердце шведов.

Табачный завод Jacob Fredrik Ljunglöf запустил снюс Ljunglöfs ETTAN(что значит "первый") в 1822 году.
Табачный завод Jacob Fredrik Ljunglöf запустил снюс Ljunglöfs ETTAN(что значит «первый») в 1822 году.

J Boman & Co навсегда будет связан со снюсом General. Йохан Адольф Боман, основатель компании в 1861 году, хотел создать лучший снюс на ранней стадии. И реализовал свою цель запуском снюса General в 1866 года.

general snus старинный рецепт
Снюс General

Снюс General состоял из смеси 22 различных видов табака и капли масла бергамота. Снюс General, как и снюс ETTAN по-прежнему продается сегодня, 150 лет спустя, как в Швеции, так и за рубежом.

1900 — 1950: шведская табачная монополия
1900 - 1950: шведская табачная монополия
Монополизация шведской табачной промышленности

В начале 20-го века шведскому правительству необходимо было финансировать два крупных и дорогостоящих обязательства: модернизацию военной обороны во время беспорядков и первую национальную пенсионную систему. Для сбора денег было решено национализировать и монополизировать предприятия по производству табака. AB Svenska Tobaksmonopolet была основана в 1915 году после 14 лет переговоров, расследований и дебатов.

AB Svenska Tobaksmonopolet
AB Svenska Tobaksmonopolet логотип

Первой задачей табачной монополии было взять под контроль около 65 конкурирующих компаний-производителей снюса широчайшего ассортимента. Всего было национализировано 103 снюсовых бренда, включая Ettan и General. Важную роль в монополии сыграли как Первая мировая, так и Вторая мировая война. После серьезной нехватки сырья и нормирования во время Первой мировой войны, после её окончания, спрос на все виды табачных изделий взлетел до небес.

В 1919 году шведское потребление снюса достигло рекордного уровня. В этот момент потребление составляло 7 000 тонн снюса, что соответствует примерно сегодняшнему уровню. Население Швеции насчитывало тогда шесть миллионов человек, при этом ежегодное потребление составляло 1,2 килограмма на человека. В течение следующих нескольких лет потребление снюса снизилось, поскольку потребители предпочитали другие табачные изделия. В частности, после Второй мировой войны, стали более популярными американские сигареты.

1950 — 2000: свободный рынок
1950 - 2000: свободный рынок снюса

1960-е годы были временем перемен для снюса во многих отношениях. Монополизм изжил себя на глобализирующемся рынке. В 1961 году компания сменила название на Svenska Tobaks AB и стала компанией, которая конкурировала с другими компаниями на нерегулируемом более рынке. Снюс сам также изменил форму, появился порционный снюс.

Вскоре после истечения срока действия табачной монополии Svenska Tobaks AB (сегодня Swedish Match) начался период свободного рынка. Это был период, когда сигареты обгоняли снюс по популярности. В межвоенные годы сигареты стали символом статуса, символизирующим молодежь и процветание, в то время как снюс, упакованный в овальные бумажные пакеты, считался устаревшим.

Снюс снова получил признание среди более широкого населения с помощью своей круглой банки, и внезапно, стал предметом, ассоциируемым с «синими воротничками» и служащими.

До 1977 года весь снус продавался как рассыпной. Порции надо было формировать, поэтому они получались разные по размеру и марали пальцы. В 1973 году разработчики компании Swedish Match создали снюс с ароматом виски, который упаковали в маленькие порционные пакетики, которые не сильно отличались от чайных. К сожалению, этот продукт не удался, и бренд был снят с рынка. Однако исследования показали, что многим понравился новый способ использования снюса, не понравились сами пакетики.

Это побудило компанию Swedish Match к дальнейшему развитию идеи, и наконец в 1977 году был сделан прорыв. Появился Tre Ankare — первый порционный снюс. Тре Анкаре заложил фундамент для всей индустрии порционного снюса, которую можно сегодня видеть. После его появления популярность снюса пошла на подъем.

Tre Ankare(три якоря) White Portion открытый

Первый ароматизированный снюс Catch, был представлен в 1980-х годах.

Catch Licorice White Large Open

2000 — Сегодняшние дни: более 200 лет мастерства

2000 - Сегодняшние дни: более 200 лет мастерства производста снюсаНекоторые бренды снюса 20-го века все еще существуют и сегодня. Это в то время, когда все больше и больше снюсовых производителей и продуктов появляются на скандинавских рынках.

Рассыпной снюс сменился порционным. В снюс стали добавлять ароматизаторы. Новое тысячелетие принесло с собой запуск полностью белого снюса, который не красит зубы.

Появились новые бренды, такие как Kronan и Kaliber. Наиболее распространенными брендами по-прежнему остаются те, которые были частью шведской традиции снюса уже более века, включая Ettan, General и Grov. Сегодня более миллиона шведов регулярно употребляют снюс. Снюс также обрел поклонников и за пределами Швеции. Шведский снюс стал популярен в США, и в то же самое время в Норвегии.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *